Год рождения: 1998
Гражданство: Россия
Регион: Долгопрудный
Никнейм: NIZBAGOYNIY MACTEP
Контекст интервью: третье место на SDFC’15
- В каком возрасте начал играть в Сети? Выделялась ли твоя игра среди одноклассников до прихода в онлайн-точки?
- Играть начал в школе в 7-ом классе. Не помню, откуда у нас появилась эта игра, но помню, что играл плохо. В 8-ом классе начал подниматься в своих кругах, решил посмотреть про точки в Интернете. Наткнулся на видео Романа Сараскина и узнал про Zagram. Далее играл там с декабря 2013-го, постепенно обучаясь. К концу года в школе рвал самых сильных игроков, словно волк овец. Летом участвовал в первом турнире на PointsXT, осенью принял участие в паре робокапов. Провёл в школе свой турнир по точкам, после чего закончил школьную карьеру: играть больше было не с кем. Осенью 2014-го поднялся на Zagram: стал играть на уровне тогдашних лидеров, пару раз выигрывал у самых сильных игроков. К весне считал себя уже довольно сильным, а летом 2015-го появились Спортивные Точки, и Zagram опустел. Когда я пришёл сюда, то понял, что практики было недостаточно. Поток новых людей, разные стили игры сделали своё дело. Именно здесь я завершил своё обучение и достиг наивысшего для себя уровня мастерства, который планирую улучшить в будущем. Просто сейчас сильно загружен работой, тренировками и учёбой, так что не могу уделять много внимания любимой игре.
- Какие изменения произошли в игре Низбагойного? Поменялся стиль?
- Да, я менял свой стиль несколько раз. Первый, когда перешёл из школы на Zagram. Только начал отдавать отчёт своим действиям, чувствовать игру. Второй, когда узнал многих соперников и понял, что играю слабо. Играл только от защиты около года, пока не решил для себя, что готов. Тогда я попробовал атакующий стиль. И он был не комильфо до ближайшего лета, как я себя помню. Тогда только-только сформировалась моя игра. Малый запас времени, двойной скрест - такими были мои комфортные настройки. Вся тактика заключалась в том, чтобы взять центр. Сейчас же я имею много тактик и стилей игры в зависимости от соперников. Пока хромает режим четырех скрестов, но тренировками мы и это осилим.
- И это? Чем-то еще занимаешься?
- Помимо точек сейчас у меня, наверное, ещё четыре сильных увлечения: путешествия, математический анализ, птицы и борьба. И я стараюсь уделить время всему этому, плюс друзьям, девушке и семье. Так вот и бегаю от школы в институт, оттуда на работу, а с работы на тренировки в зал. На выходных стараюсь куда-нибудь вылезать из своей берлоги. Ну и коплю денежку на разные поездки по миру, желательно туда, где нормальные люди не ходят.
- Какие игроки повлияли на твою игру? Кого выделишь с Zagram? Встретил ли тут силачей, с кем до этого не играл?
- На мою игру повлиял прежде всего Роман Сараскин. Человек, благодаря которому я вообще узнал про этот прекрасный мир точек и познал его основы. Из тех, кто помогал мне делать первые шаги, отмечу Дмитрия Магая, Алексея Лещенко и игрока, которого здесь не видел. На Zagram имел ник cmd. Ну и конечно же те, кто мотивировал меня не бросать и верить, что я стану сильным игроком: Олег Анохин, таинственно сидевший в топ онлайн и бывший для меня вершиной горы мастерства; Александр Шевцов, с которым мы вместе начали играть и подниматься вверх; Сергей Чернобровин, которого я видел онлайн лишь два раза. Именно рейтинг Чернобровина на вершине списка Zagram был тем, к чему я стремился. А просмотр всех его партий до единой помог мне понять, что не обязательно играть по схеме, чтобы быть лучшим. Когда я пришёл в Спортивные Точки, многие игроки были для меня незнакомы. Ведь на Zagram сформировался свой особый культ анонимности вокруг каждого игрока. Даже сейчас трудно сказать, кто есть кто. Но по слухам, до этого я не встречался с парой сильных игроков, обитавших только в VK. На мой взгляд, самые сильные игроки - Чернобровин, Шевцов, Приймак, Ходырев и Александров. Может, я кого-то упустил, не в обиду им, мне интересно играть со всеми.
- По поводу анонимности. Как относишься к "клоноводству"?
- Клоны - это, конечно, проблема для многих. Но я совершенно спокойно к ним отношусь, потому что играю со всеми сильными игроками на равных условиях, не дискриминируя никого по имени.
- Были мысли уйти в другую логическую игру? В шахматы или го? В преферанс?
- До точек на хорошем уровне играл в шашки. Так вышло, что в шахматы я начал и бросил играть классе во втором. Правила этой игры мне не нравятся тем, что для выигрыша на серьёзном уровне нужно иметь не хорошее абстрактное мышление, а хорошую память, чтобы запомнить как можно больше вариантов. В точках же такого практически нет. Каждая игра уникальна и требует внимательного анализа. Поэтому я быстро забыл и про шашки. Теперь о го. Удивительно, но вопреки расхожему мнению, что го - известная игра, я узнал о ней лишь пару месяцев назад на Zagram от какого-то игрока, когда спрашивал, почему zed не играет сейчас в точки. И, судя по рассказам, игра явно уступает точкам, на мой взгляд. Ведь, как правильно писал Александр Парфёнов: "молодёжь в первую очередь интересовало соревнование, а не чуждое мировоззрение". Что же касается преферанса, то играть в него я научился только этой осенью, сыграл одну партию и выиграл её. Игра интересная, но она скорее для дружеской компании за чашечкой чая, чем для постоянных баталий.
- Тем не менее, игра в точки пока не популярна. Чего не хватает, чтобы выйти на массовый уровень?
- Я думаю, достойной рекламы. Не читал историю тех же шахмат или го, поэтому не скажу, как развивались популярные игры. Но думаю, что если донести идею спортивных точек до молодёжи, поток игроков будет расти. Тогда можно будет открыть первые кружки и постепенно выходить на массовый уровень.
- Расскажи немного о прошедшем турнире. Самые сложные партии? Что не устраивало в организации?
- Турнир я ждал, как событие, на котором смогу показать, чего я добился. Прежде всего - самому себе. Самые сложные партии были с Иваныной и Чернобровиным. Юрий явно готовился к турниру и стал его главной сенсацией, так что обидно, что жребий свел его со мной. Сергей же, по моему мнению, сейчас единственный, кто вправе называть себя чемпионом точек. Он не проиграл ни разу за весь турнир, хотя ему попались одни из самых сильных игроков. Для меня честь проиграть именно ему, а не кому-то другому. Я доволен своим результатом. О поражении в полуфинале скажу, что виноват сам: не достаточно времени уделяю игре, чтобы дать Чернобровину достойный отпор без ошибок.
- По праву чемпион. Никто не спорит. Что видишь в его игре уникального?
- Просматривая его партии на Zagram, видел, что он играет не по системе. Он словно чувствует каждый ход. Это сложно объяснить, но среди всех игроков только Сергей выделяется особенной атакой. Возможно, этот эффект создаётся из-за того, что он провёл так много партий в точках и го, что свёл количество своих ошибок к одной-двум на десяток игр. Для сравнения, я нахожу в каждой своей игре от трёх ошибок.
- Есть мнение, что "считать" и "думать" в точках - не одно и то же. Некоторые даже говорят что считать вредно. Как прокомментируешь данную гипотезу?
- Думать - сидеть и на авось выбирать, какой ход лучше? Я вижу точки именно в том, чтобы считать. Считать как можно больше вариантов хода соперника в любой ситуации, считать количество ходов, считать лесенки. Думать - это скорее о том, как будет развиваться игра. Чего ты хочешь добиться, как поведёт себя соперник. Продумывать ход игры, просчитывать каждый ход - вот мой ответ.
- Различаешь грани и уровни понимания игры? Какое качество отличает топ-игрока от просто сильного?
- Сильный игрок как раз недостаточно хорошо просчитывает свои ходы. Или просто не делает этого. По теории все его действия правильны, но в сложных комбинациях он ошибается в силу того, что не способен просчитать лучший вариант. Топ-игроки даже не считают, они видят эти ходы. Так я могу, по крайней мере, сказать про себя. При каждом ходе я уже вижу, чего хочет соперник, вижу, как он попытается меня обмануть. Наверное, дело в этом.
- Должен ли "синий" атаковать первым?
- О, вечный вопрос точек. Будучи молодым и слабым игроком, играя от первого номера, я защищался, за что получал в свой адрес бранные слова. Сейчас же я не дожидаюсь атаки "синего", а делаю всю работу сам. Думаю, что атаковать должен тот, кто уверен в своей силе.
- Сложно играть с соперником, настроенным на ничью? Если соперник не слаб, разумеется. Есть ли проблема ничьих в точках, по-твоему?
- Проблема встала в тот момент, когда за ничью стали снимать рейтинг. Да даже до этого я старался не допустить ничьи. А теперь - к счастью, ещё не многие додумались, что можно так делать - народ просто пытается стянуть рейтинг, играя от защиты на счет 0:0. Это неправильный подход, поскольку нарушается смысл выигрыша в точках - забрать хотя бы одну. Игру на количество точек считаю правильной: 1:0 - тоже победа. Но не тогда, когда соперник играть не хочет. Мне не сложно играть с такими людьми, я всё равно начинаю атаковать чаще всего первым. Есть хитрость - найдётся и решение.
- Снятие рейтинга за ничью - зло?
- Если ничья вышла по итогам упорной борьбы - нет. Если 0:0, 1:1 и так далее, - да, зло.
- Раньше ты говорил, что узнаешь игроков по манере игры. Как узнать тебя, если зайдешь в игру анонимно? Есть яркий почерк?
- Если зайду анонимно, играть буду против своего обычного режима. Но узнать меня можно по манере атаки. А как - секрет.
- Как оцениваешь нынешнюю арену, в сравнении с прошлыми?
- Сначала мне не понравилось, что место, где я получил свою точечную семью, решили заменить. Но теперь я рад, что это произошло, ведь все товарищи здесь, интерфейс довели до идеала, поток игроков растёт. Так что это будет лучшая система для игры.
- Как среднему игроку стать топовым? Обязателен талант? Или есть рецепт?
- Насчёт таланта не скажу, а рецепт для меня один - желание. Сколько сильных игроков, столько и историй становления их силы. Но без желания подняться на вершину все старания бесполезны. У меня была чёткая цель. Она и остаётся сейчас: стать лучшим игроком и легендой для будущих юзеров.
- Что хочешь сказать всем точкистам. Что-то накипело, может?
- Друзья, если вы играете в точки, знайте: сколько бы вы ни проиграли, при желании, прочтении теории и внимательном анализе ошибок начнётся полоса побед, которая закончится победой на турнире.
Впервые опубликовано 28 января 2016 года