Переворачивая страницу

Переворачивая страницу

Последний раз писал в блог, страшно сказать, в августе девятнадцатого. Собственно, ничего удивительного в этом нет. Примерно тогда проект “Спортивные Точки”, построенный вокруг одноименного игрового приложения, и вышел, так сказать, на финишную прямую. Еще полгода он катился по инерции, а потом началась агония.

Причина банальна – рыночек порешал. Разработчик сбросил с баланса убыточное приложение, а вместе с ним – и нас с вами. Мои попытки оттянуть неизбежное (продажа атрибутики, сбор пожертвований на Patreon, поиск инвесторов и сторонней техподдержки) оказались тщетны, поскольку реальными полномочиями на проекте я никогда не обладал, а владелец программного продукта делиться ими отказался категорически.

Хозяин – барин. Обидно лишь то, что в течение многих месяцев, пока проект медленно умирал, разработчик не посчитал необходимым не то что помочь сообществу, которое оставил без информационных ресурсов (об игровой площадке и не говорю), но даже элементарно объяснить людям суть происходящего. Так испортить общее впечатление о многолетней работе – это надо постараться.

Впрочем, поблагодарить PixelPlex мы все равно обязаны – хорошего было сделано гораздо больше. “Спортивные Точки” подарили массу эмоций, оставили богатое наследие и наглядно продемонстрировали, что потенциал развития у игры есть (когда пойдете на похороны скептиков, не забудьте надеть маску).

Именно сохранение наследия меня и заботило все последнее время. Летом двадцатого стало очевидно, что сообществу нужен запасной аэродром под собственным контролем – слишком дорого обходилась длительная изоляция от информационного пространства. Группы в социальных сетях полноценной заменой тематическому порталу быть не могли, поэтому для размещения наработанного за пять лет контента (пригодились-таки резервные копии!) я решил создать новый сайт.

Сразу отмечу, что удовольствие это хоть и не слишком дорогое, но все же не бесплатное. И вот тут очень кстати оказался остаток средств, собранных в свое время на Patreon. Огромное спасибо людям, которые откликнулись тогда на призыв о помощи. Спасти приложение не получилось, но и даром ваши пожертвования не пропали – делу развития точек они еще послужат.

Отдельная благодарность Дмитрию Дёмину, выудившему с сервера СТ архив партий в формате sgf (без этого невозможно было бы восстановить турнирную историю), а также игрокам, добавившим на новый форум свои старые публикации.

Работу я начал еще в сентябре. Объем ее оказался огромным: на дворе январь, но сайт готов в лучшем случае на две трети. Предпочел бы, конечно, представить сообществу итоговый результат, однако слишком долго затягивать официальное открытие нельзя – информационный вакуум надо срочно заполнять. Основные разделы созданы, остальное закончу по ходу дела. Тем более, имеется отличный повод для презентации – Чемпионский матч.

Подробно описывать портал не вижу смысла – разберетесь сами. Отмечу разве что пару технических моментов, касающихся форума:

Ознакомиться

  • при регистрации лучше не пользоваться почтой от Яндекса – очень долго не приходит ссылка для подтверждения (ну и проверяйте папку “спам”);
  • логин должен быть написан латиницей (после регистрации в настройках профиля можно указать любое другое отображаемое имя);
  • возможность вставлять в публикации ссылки появится после трех одобренных модератором сообщений;
  • картинки добавляются при помощи тега img в окошке “исходный код” (следите за размером изображения – 200-300 пикселей вполне достаточно);
  • регистрация на форуме позволяет также комментировать публикации в блоге.

Будут вопросы – пишите, площадка для обратной связи теперь есть. Ну а дальше время покажет, останется ли новый ресурс своеобразным музеем былых свершений или послужит очередной ступенькой поступательного развития.

Все, что зависело от меня, я сделал. Дальше – только сообща.

P.S. Относительно недавних попыток разработчика реанимировать приложение я никакого оптимизма не испытываю. Получится – будем сотрудничать, нет – закроем эту страницу и пойдем дальше. Проекты уходят, игра и люди – остаются.

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
Бремя лидера

Бремя лидера

Награда “Весомый вклад” была учреждена в июле 2016-го. С тех пор мы вручили три десятка медалей первой степени – тех, что в серебряном обрамлении. Высшая, которая в золоте, ждала своего первого обладателя три года. Наконец, дождалась.

Организация турниров – штука очень важная, но довольно хлопотная. Наблюдать со стороны готовы практически все, играть – многие, а вот брать на себя ответственность за проведение – единицы. Тем более, когда речь идет не о сетевых баталиях, а о живом мероприятии.

Без очных соревнований развитие спортивной дисциплины невозможно – это факт. Тем приятнее, что в текущем году мы с вами увидели уже два таких турнира: Открытый Чемпионат Беларуси и Открытый Чемпионат Украины. Не отметить их главных вдохновителей традиционной наградой Проекта было бы по меньшей мере странно.

Чемпионат Беларуси – результат коллективных усилий, однако решающую роль в том, что он состоялся, сыграл, на наш взгляд, Артур Лисицкий. Выступив в качестве переговорщика и координатора, он обеспечил участие основного состава олимпийской сборной Страны, без чего турнир просто не имел бы смысла. Все остальное – дело техники.

Что же касается Чемпионата Украины, то за его проведение надо сказать спасибо Оксане Дымарчук и Евгению Теслюку. Надеемся, что их творческий тандем, отработавший свой дебют на отлично, еще не раз порадует точечное сообщество подобными мероприятиями.

Ну а пока – гирьки. И если для Артура и Евгения, впервые попавших в списки лауреатов, они будут с серебряным отливом, то для Оксаны, которая медаль первой степени уже получала, – с золотым. Учитывая, что деятельный интерес к развитию точек она проявляет не время от времени, а систематически, – абсолютно заслуженно.

Оксана Дымарчук | Евгений Теслюк | Артур Лисицкий

Наши поздравления!

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
Дезинфекция

Дезинфекция

Года полтора назад я уже высказывался по поводу содержания чатов Приложения. Сообщество пару дней пошумело и успокоилось, серьезного интереса к данному вопросу не выказав. Чаты как были тренировочным полигоном троллей и сортирных юмористов, так им и остались. Количество пошлятины последнее время зашкаливает, а доминирующим стилем общения становятся конфликты. Это дискредитирует нашу работу и создает такие репутационные издержки, на фоне которых опасения закрутить гайки до полной стерильности отступают на второй план. Уж лучше тишина, чем такая активность.

Как показывает опыт, в подобных ситуациях нормально работает только один метод – нулевая толерантность. Если в случае с политикой и национальной рознью мы изначально заняли предельно жесткую позицию, то и проблем с этими крайне взрывоопасными темами практически нет. Пришло время заняться любителями фекалий, гениталий, сексуальных девиаций и конфликтных ситуаций. Для начала в порядке временного эксперимента – карантина, так сказать. А дальше видно будет.

Менять правила для этого не нужно – достаточно строго следовать букве существующих. Напомню, что пользовательское соглашение, помимо прочего, запрещает:

  • использовать… вульгарные, непристойные, явно выходящие за рамки общепринятых норм морали высказывания;
  • оскорблять, унижать, глумиться над другими пользователями или третьими лицами (пусть даже и корректно по форме);
  • сознательно провоцировать конфликты по любому поводу (пусть даже и корректно по форме);
  • навязчиво домогаться общения с другими пользователями, даже если они явно дали понять о своем нежелании общаться;
  • размещать повторно (продолжать размещение) после получения предупреждения от модератора любую другую информацию, которая, по мнению администрации ущемляет интересы пользователей, угрожает благоприятной атмосфере в сообществе… или по другим причинам является нежелательной.

Аудитория у нас в культурном плане довольно однородная, некие усредненные моральные стандарты все отлично себе представляют, даже если и не считают необходимым ими руководствоваться. Поэтому рассказывать модераторам о разных вкусах и тонких гранях не надо, равно как и пытаться троллить их всяческими  эвфемизмами – результат предсказуем. Связывать ужесточение модерации с какими-то конкретными персоналиями тоже не стоит. Оно обусловлено общей усталостью от низкопробности и бестолковости генерируемого контента, а не желанием кого-то задвинуть или, наоборот, защитить. Мерка будет единой для всех.

Свобода самовыражения, которую мы так долго боялись ограничить, выродилась в итоге в такие формы, которые не имеют ничего общего с тематикой ресурса. Почему так получилось, является ли это специфической особенностью точечного сообщества или случайным результатом гиперактивности отдельных его представителей – вопрос десятый. Главное, что на фоне всего этого, с позволения сказать, творчества совсем потерялись точки, и нас это совершенно не устраивает. Да, мы бы предпочли решить вопрос путем расширения функционала – предоставления пользователям возможности создавать закрытые чаты по интересам. Но пока этого нет и, когда будет, неизвестно. А делать что-то надо уже вчера.

Мнения, отзывы и предложения приветствуются. Обратная связь в данном случае очень полезна.

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
Стольничек

Стольничек

Между делом у нашего спортивного сообщества нарисовался небольшой юбилей: количество верифицированных игроков достигло сотни. Число красивое и, кроме того, удобное для разного рода цифровой эквилибристики. В общем, хороший повод для  коротенькой статистической справки.

Первым делом – первоисточник: таблица.

Из сотни точечных бойцов 59 представляют Россию, 28 – Украину, 9 – Беларусь, 2 – Молдову, 1 – Грузию, 1 – Польшу.

Мужчин – 88, женщин – 12 (не хватает романтики, да).

Общее количество представленных городов – 61. Из них 34 находятся в России, 18 – в Украине, 5 – в Беларуси, 2 – в Молдове и по одному в Грузии и Польше.

Распределение игроков по городам таково: Москва – 15, Днепр и Киев – по 4, Брянск, Минск, Одесса, Санкт-Петербург, Севастополь, Харьков – по 3, Астрахань, Брест, Гомель, Екатеринбург, Киров, Самара, Симферополь – по 2. Все остальные, понятно, – по одному.

Самым западным городом, насколько я смог разобраться с координатами, является Светлогорск (это под Калининградом), восточным – Улан-Удэ, северным – Салехард, южным – Тбилиси.

Самый большой – Москва (более 12 миллионов), самый маленький – Любомль (около 10 тысяч). Общее количество жителей всех городов, кстати, – почти 49 миллионов человек. Следовательно, верифицированные игроки в точки составляют 0,0002% их населения. Вы где-нибудь видели еще более закрытый элитный клуб? То-то же.

Ладно, думаю, хватит. Следующий раз посчитаю, когда доберемся до тысячи. Надеюсь, доживу.

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
Жизнь и память

Жизнь и память

Скоро весна. Природа сбросит с себя зимнее оцепенение и под лучами ласкового Солнца зазеленеет островками молодой травы, запестрит нежными лепестками первоцветов, заиграет соловьиными трелями. Любоваться очередным торжеством жизни – бесценно. Настолько бесценно, что мы с вами, привыкшие в повседневной реальности раскладывать все по полочкам и расклеивать ярлычки, очень редко задумываемся об истинном значении и глубоком внутреннем трагизме этого бесконечного круговорота. Ведь не сторонние мы его наблюдатели, а самые что ни на есть непосредственные участники. И от грязного февральского снега, уходящего в землю, чтобы дать дорогу новой жизни, не отличаемся ничем. Почти ничем.

Память – вот наше главное отличие. Еще один бесценный дар не в меру щедрого Мироздания. Сверкнув единожды на бескрайнем небосклоне жизни, мы оставляем лишь призрачный след – воспоминания тех, кто задержался там подольше нашего. Скажете, абстракция? Отнюдь. Мириады таких полупрозрачных ниточек сплетаются в замысловатые узоры, становясь в итоге фоном, на котором живут последующие поколения. Память врачует души, память обучает, память предостерегает, память сплачивает, память вдохновляет. Без нее мы – аморфное стадо человекообразных, с ней – Люди. И не важно, идет ли речь о семьях, странах или цивилизациях. Каждый уровень уникален, каждый – по-своему важен.

Год назад наше маленькое сообщество получило возможность подхватить одну из таких уходящих в вечность ниточек и начать плести свой собственный памятный узор. Речь, конечно, о Мемориале Алены Серебровой – турнире, с предысторией которого можно ознакомиться в прошлогоднем материале.

Первый шаг сделан. Настало время для второго.

Кто мы?

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
Слово и дело

Слово и дело

Застоялись что-то наши золотые гирьки. Пылью покрылись, поблекли. Одно время даже позвякивать перестали, хозяина призывая, – верный признак творческого упадка в точечном королевстве. Потому и не проверял я их довольно долго – чего лишний раз паутину на себя наматывать?

Но пришлось. Не то вспышки какие на Солнце приключились внезапно, не то музы, облетая укромные уголки необъятной Вселенной, случайно потоптались и в нашем тупичке, однако на рубеже старого и нового годов случился в точках маленький такой, пугливый, но от этого не менее желанный ренессанс.

Начало этой творческой аномалии положил Данил Шведов, пополнивший библиотеку “СТ” двумя статьями: “Общение точками” и «О телепатии». Подхватила эстафету Оксана Дымарчук, справедливо решившая, что на Портале остро не хватает прямой речи. Серия из четырех интервью, в которых Оксана пообщалась с известными игроками (Артур Лисицкий, Вадим Рустамов, Андрей Андруш, Василий Сидоренко), вызвала немалый интерес и живой отклик аудитории. Настолько живой, что Данил решил сие начинание немедленно поддержать. Первым его собеседником стала сама Дымарчук, а затем на огонек залетел двукратный вице-чемпион Игорь Шлимак. Но, как говорится, не интервью единым. Творчество – это всегда поиск чего-то нового: свежих идей, неожиданных форматов. К таковым, несомненно, можно отнести работу Шведова «Тайна Банана». Здесь мы найдем и живое общение, и теоретические размышления, и практические советы. Интересно и познавательно.

Не менее познавательным получилось и первое видео Николая Рыбалкина, в котором он кратко и доходчиво разобрал довольно сложный игровой момент. Будем надеяться, что за дебютным роликом последуют и другие, однако свой “Весомый вклад”, условия награждения которым, напоминаю, предполагают систематическое деятельное участие в жизни сообщества, Николай заработал уже сейчас. Возможно, кто-то уже позабыл, но первым интервьюером на “СТ” был именно Рыбалкин, в далеком уже 2016 году обстоятельно побеседовавший с призерами Итогового турнира Сергеем Чернобровиным, Александром Шевцовым и вездесущим Шлимаком.

Последний, кстати, тоже отметился на ниве видеоблогинга, поддержав общий творческий порыв соратников. Продолжит в том же духе, подумаем о гирьке в золотом венке – в серебряном-то у него уже имеется.

Ну и, конечно, нельзя не отметить мало кому заметную, не слишком творческую, но абсолютно необходимую рутинную работу. Речь о ежегодной премии Sport Dots Awards, которая, в общем, для того и существует, чтобы усилия энтузиастов, вроде тех, что описаны выше, не терялись на просторах Интернета и получали достойную оценку и заслуженное признание. В свое время Оксана Дымарчук совершенно добровольно взялась помогать администрации “СТ” проводить данное мероприятие и продолжает это делать по сей день.

Итак, очищенные от пыли и натертые до блеска золотые гири в этот раз получают:

Оксана Дымарчук | Данил Шведов | Николай Рыбалкин

Наши поздравления!

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
Два слова о четырех скрестах

Два слова о четырех скрестах

Надеюсь, все, кто так или иначе причастен к официальным турнирам по спортивным точкам, знают, что проводятся они по Правилам игры, установленным Севастопольским клубом.

Тут надо сделать лирическое отступление. Правила составляются не просто так, а для того, чтобы исключить любые поводы для спорных ситуаций. Игроки должны четко понимать, во что и на каких условиях они играют. Особенно это принципиально для спортивных дисциплин: годы тренировок, рекорды, титулы, рейтинги, карьеры, деньги — все это в той или иной мере зависит от качества и стабильности соответствующих правил. Здесь нет места размытым формулировкам, многочисленным вариациям и спонтанным экспериментам.

Любой вид спорта стремится к унификации, кодификации правил и максимальному консерватизму в том, что касается их изменения. Там же, где унификация в рамках одной дисциплины невозможна (как по объективным, так и по субъективным причинам), появляются новые, и то, что вчера было вариацией, завтра становится другой игрой. Так, например, разделились регби и английский футбол. Точно так же позднее появился футбол американский, а от английского отпочковались пляжный и футзал.

Правила игры СКСТ — это не абстрактные «правила всея точек», а правила конкретной спортивной дисциплины, именуемой “спортивные точки”. Они подробны, однозначны и сведены к минимально необходимому набору игрового функционала. Причем объем этого функционала взят не с потолка, а является обобщением опыта, накопленного авторами многочисленных точечных проектов, начиная с Points XT, организаторами турниров, начиная с Виталия Колосова, и такими игроками-теоретиками, как, например, тот же Колосов, Василий Новиков или Алексей Приймак. Все излишнее, вторичное, все, что портит тактическую, стратегическую, комбинационную составляющие игры или создает дисбалансы, было выведено за скобки и оставлено любителям. Это — результат полутора десятилетий коллективного творчества и объективный процесс развития в направлении спорта, а не чья-то прихоть.

Тех, кому интересно проследить данный процесс в деталях, отсылаю к серии статей по истории точек: первая часть, вторая часть, третья часть, четвертая часть, пятая часть.

Одним из важнейших элементов правил нашей игры является стартовая позиция. Пустое поле история отсеяла очень быстро — это почти гарантированные ноль-ноль. Доминирующим же вариантом со временем стал одинарный скрест в центре. Чем он хорош? Тем, что является, так сказать, атомом борьбы в точках. Ведь результативная игра невозможна без пересечения цепей, а пересечением с минимальным количеством точек как раз и является одинарный скрест. В итоге и вероятность безрезультатной игры снижается кардинально, и творчество игроков не слишком ограничивается предустановленными игровыми фишками, и преимущество первого хода не столь очевидно. Кроме того, и это очень важно, такая стартовая позиция легко и предельно четко фиксируется в правилах с помощью четырех координат. Все знают, где будут находиться стартовые точки, и могут, исходя из этого, разрабатывать дебютную стратегию (пользоваться чужими наработками), будучи уверенным, что никакие сюрпризы невозможны в принципе.

Серьезные попытки модифицировать стартовую позицию были предприняты относительно недавно — в начале 2010-х на Zagram. Польское влияние, рост конкуренции и выравнивание среднего уровня мастерства наиболее активной части игроков привели к некоторому, по крайней мере, кажущемуся (поскольку никакой статистики никто, разумеется, не собирал), преобладанию обороны над атакой. Кому-то не нравилось вскрывать сушивших игру «оборонщиков», кого-то беспокоила проблема ничейных результатов (хотя актуальной она была разве что на турнирах, проводившихся по олимпийской системе). В итоге появились и были достаточно широко внедрены в игровой обиход такие разновидности стартовой позиции, как двойной скрест и четыре одинарных. По субъективным ощущениям игроков, они привнесли в игру какое-то разнообразие и создали своеобразную нишу для эстетов, хотя серьезно потеснить классическую «одинарку» не смогли. Единственным неоспоримым достоинством новинок, выявленным на практике, стала очень низкая вероятность ничейного исхода при игре на четырех скрестах.

С появлением «СТ» и актуализацией темы развития точек именно как спортивной дисциплины неизбежно встал вопрос кодификации правил игры и их официального закрепления. Такая возможность появилась после создания СКСТ — первой и на данный момент единственной организации, имеющей формальные основания и фактическую возможность проводить подобную работу.

Вопрос стартовой позиции в ходе разработки Правил изучался очень тщательно. Понимание необходимости единого стандарта было и раньше, окончательно же оно утвердилось после бесед с нашими любимыми партнерами из го (отнюдь не рядовыми игроками, к слову). Прямым текстом нам было заявлено, что обилие вариантов начала игры — это признак непроработанности правил и откровенное дилетантство. Обидно, но справедливо. Оставалось только выбрать этот самый единый стандарт, не игнорируя при этом традиции точек, привычки игроков и полезные свойства некоторых новаций.

Пустое поле по понятным причинам не рассматривалось. Описанные выше достоинства одинарного скреста были неоспоримы (еще об одном поговорим чуть позже). Двойной — это, по сути, производная одинарного. Частный вариант дебюта, к которому за несколько ходов могут прийти (и часто приходят) сами игроки, настроенные на обострение. Выделять его в отдельную позицию — излишне. Что касается четырех скрестов, то этот вариант сочетал в себе один жирный плюс и несколько минусов. Плюс указан выше — «безничейность». Минусы не столь очевидны, но от этого не менее значимы. Во-первых, столь существенное количество предустановленных точек серьезно снижает стратегическую глубину, позиционное разнообразие и, соответственно, творческий потенциал партий. Игра, по сути, опускается на тактический уровень, замыкаясь внутри серии локальных противостояний, призванных защитить четырехкратно увеличившееся количество веток. Данная особенность, к слову, очень часто вынуждает игроков бросать часть разбросанных по полю скрестов, выбирать какое-то одно направление и играть там вполне себе классически. Дополнительные скресты при таком раскладе превращаются в банальную фору, величина которой заранее не известна. Во-вторых, по ощущениям игроков, серьезно усиливается стартовый дисбаланс. Причем хоть сколько-нибудь точно его измерить довольно трудно. Почему? Потому что, в-третьих, скресты на поле размещаются рандомно. С точки зрения какого-нибудь шахматиста это покажется дикостью (представьте ситуацию, когда, к примеру, пешки в начале партии можно ставить не только в линию, но и произвольными зигзагами), однако таковы последствия компьютеризации игры и по-любительски вольного отношения к ее правилам. Стартовые точки не имеют заранее определенных мест на поле: есть лишь некая ограниченная область вокруг центра и алгоритм, случайным образом расставляющий скресты по периметру данной области. Элемент лотереи, допустимый и даже иногда полезный в любительском формате, абсолютно неприемлем для спортивной дисциплины. Точки — интеллектуальная игра с полной информацией, здесь же данный принцип пусть немного, но нарушается. Понятно, что ни о каких заведомо определенных и равных условиях, ни о какой устоявшейся дебютной базе речи при таких раскладах идти не может. Кроме того, подобную стартовую позицию невозможно формализовать, записав в правилах точные координаты всех точек (очередной привет от любимых партнеров).

Но был и еще один важный аргумент в пользу одинарного скреста. Результат игры в точках очень сильно зависит от разницы в классе. Предсказуемость — высокая, сенсации — редкость. Это серьезно демотивирует недостаточно мастеровитых игроков и снижает зрелищность соревнований. Не секрет, что болельщики любят “темных лошадок”, а постоянные победы фаворитов наскучивают. Так вот, из всех рассматриваемых стартовых позиций именно одинарный скрест дает слабому игроку наибольший (хотя и невысокий все равно) шанс зацепиться за результат. Чем больше на поле предустановленных точек, чем больше скрестов, тем проще сильному реализовать свое преимущество. Потому, собственно, и не любят многие лидеры (а чаще — крепкие середняки) сочетание одинарного скреста и упорного соперника, играющего от обороны. Обострять — страшно, поскольку можно нарваться на контратаку или не суметь отыграть жертвы, а терять “свои” очки — обидно. Надо ли упрощать им жизнь? Нет.

Чем так привлекателен английский футбол? В том числе и тем, что забить гол там очень трудно (зато какую радость приносит каждый из них!). Поэтому объективно более сильные команды довольно часто пасуют перед уступающим в классе, но хорошо организованным и настроенным на борьбу соперником. И это здорово, потому что порождает такие красивые истории, как европейское чемпионство сборной Греции в 2004 году или недавнюю победу сборной России над Испанией. А вот, скажем, в хоккее забросить шайбу гораздо проще. Во многом из-за этого фавориты там и не меняются десятилетиями.

В игре от обороны нет ничего плохого — это такой же способ достижения результата, как и атака. Хочешь победы? Атакуй. Но создавать тебе тепличные условия никто не должен. Равным образом нет ничего плохого и в ничейном исходе, поскольку турнирная стратегия — такой же элемент спортивной борьбы, как и, например, тактическое комбинирование в отдельно взятой партии. Зачем искусственно сокращать доступный игрокам арсенал средств достижения цели? Для крайних же случаев, когда ничья невозможна, существуют соответствующие механизмы, о которых чуть позже.

Обдумав вышеизложенное, взвесив все возможные “за” и “против”, мы в конечном итоге приняли в качестве единого стандарта именно одинарный скрест, ставший отныне просто начальным.

Тем не менее работа над Правилами велась не в вакууме, а в конкретном, так сказать, историческом контексте. Дебют с четырех скрестов присутствовал на игровых площадках, включая «СТ», был любим многими известными игроками и, что самое главное, являлся лучшим противоничейным средством, если рассматривать именно игровые (пусть и с оговорками) инструменты, а не какие-то принудительные преференции. Надо было запускать соревновательную систему, надо было формировать костяк будущей спортивной дисциплины, поэтому правила требовались здесь и сейчас — не до экспериментов. Поэтому и появилось компромиссное решение: ввести привычные и понятные игрокам четыре скреста в официальный оборот, но только в качестве средства переигровки ничейных партий, когда это обязательно. Было понятно, что ничьих много не будет (что, кстати, подтверждает текущая статистика), поэтому к существенным перекосам такие переигровки не приведут. Что касается формализации координат, то вопрос был обойден при помощи хитрой формулировки: «Точные координаты составляющих данные скресты точек устанавливаются организаторами соревнований». В условиях, когда единственной, по сути, игровой площадкой, на которой могли проводиться официальные турниры, были «СТ», такой финт просто узаконивал существующий рандомный алгоритм.

Принятая схема работает нормально и нареканий не вызывает. Чтобы не быть голословным, приведу небольшую статистическую справку.

В течение 2017-18 годов было проведено большое количество официальных турниров, однако для анализа я отобрал те, что проводились по наиболее объективной круговой системе (каждый с каждым синими и красными), а также отличались относительно ровным составом участников. Это: SDLRC’17, SDCT’17, SDLRC’18, SDLCT’18. Все турниры проводились на одинарном скресте, отсчет времени — классический. В общем было сыграно 615 реальных партий. 594 (96,6%) закончились победой одной из сторон, 21 (3,4%) — вничью. Синие одержали 302 (50,8%) победы, красные — 292 (49,2%) победы. О чем это говорит? О том, что на больших выборках, когда речь идет об играх сопоставимых (но не равных!) по классу соперников, одинарный скрест обеспечивает приблизительное равенство между синими и красными. И происходит это не за счет каких-то искусственных преференций, а исключительно благодаря спортивной эффективности данной стартовой позиции (некоторое преимущество синих в атаке компенсируется хорошими оборонительными возможностями красных). Что касается ничьих, то их количество минимально, серьезного влияния на итоговое распределение мест они не оказывают, а все разговоры о “ничейной проблеме” являются чистой воды спекуляцией, не имеющей под собой никаких реальных оснований (игры на вылет — отдельная тема, но там как раз и работают четыре скреста).

Проанализировать статистику по нашему “противоничейному механизму” сложнее — меньше выборка. На всех официальных турнирах, начиная с 2015 года, было сыграно 60 партий с этой стартовой позицией (блиц не учитывался). Синие выиграли 29 (49,2%) раз, красные — 30 (50,8%). Вничью завершилась одна игра (1,7%). Картина, в общем, похожа на ту, что мы видели выше: практически идеальный баланс между цветами (только символический перевес в 0,8% перешел от синих к красным) и еще более низкая вероятность ничейного исхода (если учесть, что единственная зафиксированная ничья была результативной — крайне редкое явление, то вероятностью этой можно смело пренебречь). Отдельно отметить стоит, пожалуй, один единственный момент. Все эти партии — переигровки. Понятно, что серьезно уступающему в классе сопернику никто ничью не подарит, поэтому речь в данном случае идет о противостоянии равных или почти равных игроков, которые остаются таковыми при любой стартовой позиции. Это купирует все дисбалансы и не позволяет объективно оценить четыре скреста, что называется, in mass. Бесспорно одно: со своей текущей задачей — переигровкой ничейных партий — данная стартовая позиция справляется нормально.

Между тем решение о частичном узаконивании четырех скрестов в том виде, в котором они сейчас существуют, как было паллиативом, так им и осталось. И первая же дискуссия в сообществе, возникшая в связи с обсуждением перспектив проведения полностью «четырехскрестовых» официальных турниров, эту проблему актуализировала. Собственно, именно поэтому я и решил выступить с подробными разъяснениями на этот счет.

Итак (долгое лирическое отступление закончено):

1. Текущие Правила игры СКСТ не допускают проведение официальных турниров с основной стартовой позицией, отличной от начального (одинарного) скреста. Причины описаны выше и, надеюсь, понятны. Это не чье-либо самодурство, а совокупность объективных факторов.

2. СКСТ выступает против того, чтобы в правила спортивных точек вводились дополнительные стартовые позиции, равнозначные по статусу начальному (одинарному) скресту, и делать этого не будет. Последствия таких новаций очевидны: разные рейтинг-листы, разные системы соревнований, конкуренция регалий, разная теоретическая база, борьба за новичков. В конечном итоге — прямой путь к разделению одной не вполне еще полноценной спортивной дисциплины на несколько безнадежно неполноценных. Дробить то, что еле дышит, не самое, на мой взгляд, разумное стремление.

3. В качестве средства переигровок ничейных партий стартовая позиция с четырьмя скрестами себя, в общем, оправдала. Однако вечно существовать в текущем виде она не может. Лотерею с рандомным размещением скрестов надо со временем упразднять, координаты всех предустановленных точек — фиксировать и прописывать в правилах. Это не так просто, как кажется, поэтому, собственно, до сих пор и не сделано. Вопрос требует всестороннего изучения, экспериментального в первую очередь, и детального обсуждения в сообществе. Скресты надо расположить так, чтобы их конфигурация не давала критических преимуществ одной из сторон, сохраняла тактическую вариативность в дебюте и не умаляла при этом главного достоинства позиции — «противоничейности». Брать на себя единоличную ответственность за решение данного вопроса не хочу, тем более, что особой срочности пока что нет.

4. Товарищеские турниры к сфере ответственности СКСТ не относятся и могут проводиться по любым правилам.

Пока все.

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
SDLRC’18 в цифрах

SDLRC’18 в цифрах

До начала регулярки нового сезона остается пара дней – лучшее, пожалуй, время для  небольшой ретроспективы. Да, результаты прошлогоднего чемпионата давно уже отлиты в граните, перипетии подзабылись, а эмоции притупились. Однако же всегда остается то, что времени не подвластно – цифры.

Регулярный чемпионат 2018 года стал первым, проведенным по эталонной схеме, на выстраивание которой у нас ушли сезоны 2016-17 годов. Два дивизиона с ротацией между ними,  деление на весеннюю и осеннюю стадии, четкий график с играми месяц через месяц. На мой субъективный взгляд, данная схема оказалась эффективной и полностью себя оправдала. Главное в ней – гибкость. Количество дивизионов можно наращивать и далее, увеличивая количество игроков, вовлеченных в официальные соревнования, не увеличивая при этом количество турниров и, соответственно, загруженность календаря. Эдакая многоэтажная пирамида, которую довольно просто администрировать.

Теперь к цифрам.

Всего по ходу чемпионата в обоих дивизионах сыграли 20 человек. Россию представляли 11 игроков, Украину – 6, Беларусь – 2 и Молдову – 1 (молдавские точки, к слову, уже второй год показывают максимальный КПД).

Вот так выглядят турнирные таблицы дивизионов, если  совместить показатели весенней и осенней стадий.

Первый дивизион
Имя И В Н П О
1 Александр Шевцов 36 28 1 7 85
2 Сергей Чернобровин 36 26 0 10 78
3 Андрей Ходырев 36 22 2 12 68
4 Игорь Шлимак 36 19 0 17 57
5 Олег Анохин 36 17 0 19 51
6 Сергей Карабак 36 14 2 20 44
7 Оксана Дымарчук 36 14 1 21 43
8 Михаил Марлов 36 13 4 19 43
9 Константин Захаревич 18 6 0 12 18
10 Виталий Демьянов 18 5 0 13 15
11 Александр Кувшинов 18 4 1 13 13
12 Сергей Носанов 18 3 3 12 12
Второй дивизион
1 Артур Лисицкий 28 14 2 12 44
2 Николай Рыбалкин 28 14 1 13 43
3 Александр Белевский 14 14 0 0 42
4 Константин Захаревич 14 11 0 3 33
5 Виталий Демьянов 14 11 0 3 33
6 Сергей Носанов 14 10 0 4 30
7 Владимир Подкопаев 28 10 0 18 30
8 Валентин Бурминов 28 9 0 19 27
9 Александр Кувшинов 14 8 0 6 24
10 Никита Шокарев 14 6 0 8 18
11 Константин Джумалиев 14 2 1 11 7
12 Риад Шамаков 14 1 0 13 3

Общая таблица без деления на дивизионы была бы не вполне показательна – слишком разная ценность побед и очков.

Теперь о дисциплине. Те, кто давно следят за нашими турнирами, знают, что неявки и, соответственно, технические поражения были настоящим бичом первых сезонов. Посмотрим, что изменилось.

Всего в первом дивизионе должно было состояться 180 партий. Реально сыграно 165 (91,7%). Во втором дивизионе – 112 партий. Реальных – 91 (81,25%). Картина будет неполной, если не дать разбивку по стадиям.

Весенняя стадия Осенняя стадия
Д1 Д2 Д1 Д2
98,9% 85,7% 84,4% 76,8%

В целом результаты отличные, хотя некоторая расслабленность во второй половине сезона общее впечатление, разумеется, смазывает (справедливости ради, значительную часть осенних неявок обеспечили Виталий Демьянов и Константин Джумалиев, фактически снявшиеся с турнира по личным причинам). Будем надеяться, что положительная тенденция сохранится, а, по мере роста престижа регулярного чемпионата, даже усилится.

Важным показателем для планирования будущих соревнований является средняя продолжительности партий. Весной игроки тратили на одну игру 57,2 минуты в первом и 37,3 минуты во втором дивизионах. Осенью – 51,4  и 38,5 соответственно. Думаю, дальнейшее уменьшение разрыва стало бы позитивным сигналом, свидетельствующем о росте конкуренции и среднего уровня мастерства во втором дивизионе. Пока же просто запомним эти цифры, а через год проверим, как скажется пятиминутное увеличение запаса времени в регламенте регулярки 2019 года.

Идем дальше. Красные – синие. Как складывалось их противостояние в минувшем сезоне? Из общего количества результативных партий, сыгранных в обоих дивизионах, на счету синих 54,7% побед, красных – 45,3%. В первом дивизионе распределение выглядит так: 53,8% на 46,2%. Во втором – так: 56,2% на 43,8%. Не знаю, как вы, а я не вижу в этой статистике ничего такого, что требовало бы изобретать велосипеды и менять правила (в тех же шахматах преимущество белого цвета гораздо более очевидно). Кроме того, считаю, что этот практически идеальный баланс обеспечивается именно старым добрым одинарным скрестом, вот уже пятнадцать лет делом доказывающим свою эффективность.

Сюда же можно отнести и еще одну городскую легенду – о страшных и злобных ничьих (гошники их особенно боятся). Болтовни много, а по факту в 256-ти реально сыгранных по ходу регулярки партиях победитель не был выявлен только 9 раз – это 3,5%. В первом дивизионе показатель чуть повыше – 4,2%, во втором пониже – 2,2%. Что тут вообще можно обсуждать? С чем бороться? Сие мне неведомо.

Ладно, цифрами можно упражняться бесконечно – люблю я это дело. Базовые вещи осветил, детали же, если будут они кому-то интересны, копайте самостоятельно. И помните: статистики в спортивной журналистике – специалисты ценные и уважаемые. Не интервьюером единым, так сказать. Успехов!

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
Новое поколение (послесловие)

Новое поколение (послесловие)

Неделю назад мы вручили восходящей звезде точек Косте Джумалиеву нашу традиционную золотую гирьку, отметив тем самым его доклад о точках, победивший на гимназической конференции.

История, однако, имела продолжение. Один из наших постоянных спонсоров, по достоинству оценив энтузиазм и вдумчивость Константина, предложил добавить к виртуальной награде еще и реальную: премию в размере пяти тысяч рублей.

Сказано – сделано. Деньги были перечислены родителям лауреата и потрачены на футбольную экипировку.

Желаем Косте успехов во всех его спортивных начинаниях, надеемся, что, став обладателем Кубка Мира по футболу, он не опоздает на матч за титул абсолютного чемпиона по спортивным точкам!

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев
Новое поколение

Новое поколение

Не секрет, что точки возникли в молодежной среде и на заре своего развития обитали по большей части в школьных классах и студенческих аудиториях. Это позволяло игре, не имевшей даже намека на какую бы то ни было централизацию, на протяжении двух десятилетий поддерживать хоть и разрозненную, но довольно многочисленную аудиторию, сохраняя при этом шансы на какое-никакое достойное будущее.

Интернет объединил отдельных энтузиастов в небольшое, но творчески активное сообщество, которое, получив возможность быстрого обмена идеями и опытом, заложило теоретический фундамент новой спортивной дисциплины и на порядки повысило уровень мастерства, наглядно  продемонстрировав, что несерьезное отношение к точкам – всего лишь стереотип, проистекающий из предвзятости и банального незнания.

Но любой прогресс имеет и обратную сторону. В нашем случае это выразилось в том, что архаичные “бумажные” точки не выдержали конкуренции с новомодными электронными развлечениями и были практически полностью вытеснены из своей колыбели – ученической среды. Сообщество лишилось массового притока свежей крови, а средний возраст интернет-аудитории, в руках которой оказалась судьба игры, к настоящему моменту перевалил за три десятка.

Есть ли выход? Есть. И находится он все там же – в школьных классах. Надо вернуть точки детям, а детей – точкам. Как? Личным примером и просветительской деятельностью. Техническая база у нас теперь имеется – современное игровое приложение, доступное на самых распространенных гаджетах (понятно, что бумагой в клетку нынешнюю молодежь не заинтересуешь). Образцы для подражания и вершины, к которым можно стремиться, – тоже (ритмичная соревновательная система с иерархией званий и титулов создана). Дело за малым – действовать. И если вы думаете, что для среднестатистического любителя игры данный призыв является некой абстракцией, не имеющей конкретных путей практической реализации, то сильно ошибаетесь. Наглядный пример – у нас перед глазами.

Денис Потехин, играя под псевдонимом suomi1977, одно время входил в первую десятку рейтинг-листа легендарного Points XT. Потом, как и многие другие ветераны, ушел в тень, но о давнем увлечении все же не забыл. После запуска нашего проекта он вернулся, отыграл несколько сот партий, принял участие в официальном турнире. Однако главным вкладом Дениса в развитие игры стали не личные достижения, а появление на точечном небосклоне новой звёздочки. Буквально полгода хватило его сыну, Косте Джумалиеву, чтобы пройти путь от новичка до мастера – участника основных стадий официальных турниров. И это в 9 лет!

За прогрессом этого паренька я наблюдал практически с самого начала и, признаюсь, его упорство и целеустремленность внушают уважение. Как и серьезный, вполне себе взрослый подход к делу. И если спортивные победы Кости – дело ближайшего будущего, то за пределами игрового поля он их добывает уже сейчас. Добывает для себя, для своих родителей и, как это ни громко прозвучит, для точек в целом.

В начале этого года в Гимназии № 1 города Астрахань проводилась научно-практическая конференция “Мир открытий: первые шаги”. По ее итогам лучшей проектно-исследовательской работой был признан доклад “Спортивные точки как настольная логическая игра”. Автор – ученик третьего класса Константин Джумалиев (скачать краткую презентацию можно здесь).

По словам Елены Потехиной, мамы лауреата, помогавшей сыну в подготовке доклада, тема исследования очень заинтересовала комиссию и руководство гимназии. Не удивительно: искренний энтузиазм заразителен, а приобщение детей к интеллектуальным играм – дело вне всякого сомнения благое и социально полезное. Будем надеяться, что интерес этот перейдет в практическую плоскость и Астрахань подарит нам еще много молодых дарований.

Как, впрочем, и другие города. География точек обширна, большинство игроков – взрослые люди.  Дети, внуки, племянники есть или будут практически у всех. А где дети, там и школы. Не вижу причин, по которым примеру Кости и его родителей не могут последовать все остальные. Было бы желание.

Мы же со своей стороны хотели бы отметить благое начинание нашей традиционной наградой. Весомый, стратегический, можно сказать, вклад в развитие игры в целом и проекта в частности в данном случае сомнений не вызывает.

Константин Джумалиев | Денис Потехин | Елена Потехина

Так держать!

Опубликовано Mr_Volunteer в Блог, 0 комментариев