Средний уровень обучения

<strong>2.1. Лесенка.</strong>
Ситуация бесконечной атаки

Лесенки являются редким способом атаки на точки соперника. Лесенка возможна при определенном положении точек обеих игроков. Рассмотрим ситуацию бесконечной атаки синих точек на красные (рис. 1). Такая атака может длиться до границ поля. Синим точкам постоянно не хватает одной точки до окружения красных точек.

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – Ситуация бесконечной атаки (gif анимация)

Синие точки при бесконечной атаке в итоге не смогут сделать окружение. Напротив, красные точки могут сделать вилки против синих цепей в нескольких местах (рис. 2).

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – Варианты создания вилок против синих цепей

Условия успешного построения лесенки

Однако, если на пути бесконечной атаки стоит синяя точка, то синие точки смогут окружить красную цепь. Такая точка, к которой ведется лесенка, называется целевой точкой. Диапазон, в котором должна находиться синяя точка, ограничен (рис. 3). Если лесенку вести к точке, на которую указывает одна из красных стрелок, то лесенка промахнется и не сможет завершиться окружением. Также лесенка промахнется, если синяя точка будет еще дальше находиться от направления движения лесенки.

Иллюстрация к статье

Рисунок 3 – Удачные (зеленые стрелки) и неудачные (красные стрелки) пути создания лесенки

Если лесенку вести к точке, на которую указывает одна из зеленых стрелок, то лесенка закончится окружением красной цепи (рис. 4). Также лесенку можно вести не к отдельным точкам, а и к цепям своих точек.

Иллюстрация к статье

Рисунок 4 – Пример лесенки (gif анимация)

Препятствие из красной точки на пути построения лесенки не позволит ее построить (рис. 5). Также наличие в скресте красной точки не позволит построить лесенку (рис. 6).

Иллюстрация к статье

Рисунок 5 – Удачные (зеленые линии) и неудачные (красные линии) варианты создания лесенки при наличии препятствия

Иллюстрация к статье

Рисунок 6 – Удачный (зеленая стрелка) и неудачный (красная стрелка) вариант создания лесенки при наличии красной точки

Корректировка направления лесенки

Рассмотрим ситуацию, когда синяя точка не стоит на пути лесенки, т.е. лесенка промахнется и не завершится окружением (рис. 7). Но за синей точкой есть еще одна синяя. Тогда первую синюю точку можно использовать для корректировки направления лесенки и следует направить лесенку на вторую синюю точку (рис. 8). Тогда лесенка завершится окружением.

Иллюстрация к статье

Рисунок 7 – Лесенка промахнется и не попадет на синюю точку

Иллюстрация к статье

Рисунок 8 – Корректировка направления лесенки (gif анимация)

Использование лесенки для другого окружения

Возможна лесенка против точек соперника, которая закончится неудачно (фактически это ситуация бесконечной атаки), но одну из своих цепей можно использовать для создания другого окружения против других точек соперника (рис. 9,10). При этом в цепи вашего окружения не должно быть больше одного разрыва, т.е. другое ваше окружение будет построено через один ход после построения лесенки. Это связано с тем, что атакующие цепи лесенки легко разорвать с помощью вилок.

Иллюстрация к статье

Рисунок 9 – Атака с помощью лесенки на красную точку будет неудачной, но одна из синих цепей будет использована для построения другого синего окружения

Иллюстрация к статье

Рисунок 10 – Использование лесенки для другого окружения (gif анимация)

Укрепление ветки с помощью возможности создания лесенки

Вместо обычного укрепления ветки при борьбе веток, можно укрепить место возможного прохода соперника постановкой точки вдали от ветки, но по пути следования лесенки (рис. 11).

Иллюстрация к статье

  • a – борьба веток;
  • b – стандартное укрепление ветки;
  • c – укрепление ветки с помощью возможной лесенки.

Рисунок 11 – Укрепление ветки с помощью возможности создания лесенки

Защита ветки с помощью лесенки

Лесенку можно использовать для защиты своих веток (рис. 12).

Иллюстрация к статье

Рисунок 12 – Примеры защиты синей ветки с помощью лесенки (gif анимация)

Односторонняя лесенка

Рассмотрим ситуацию односторонней лесенки, похожей на обычную лесенку, когда построены красная и синяя цепь, но не хватает второй синей цепи (рис. 13). Ситуация позволяет одной синей точке атаковать красную цепь. Так формируется вторая синяя цепь (рис. 14). Две синие цепи в итоге окружают красную цепь, а окружение по форме соответствует обычной лесенке.

Иллюстрация к статье

Рисунок 13 – Ситуация для применения односторонней лесенки

Иллюстрация к статье

Рисунок 14 – Односторонняя лесенка (gif анимация)

Лесенка против вас

Если вы попались на лесенку, то не стоит ее продолжать, бросайте сразу, иначе потеряете много точек.

<strong>2.2. Подставные точки (жертва).</strong>
Использование подставных точек

Подставные точки – это одна или несколько точек, которые вы отдаете сопернику, чтобы вскоре получить преимущество по позиции или по счету игры (рис. 1). Подставные точки используются при атаке и защите.

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – Общий принцип использования подставных точек: синяя ветка отдает подставную точку красной ветке, которая вынужденно берет ее в сеть и при этом замедляется

Когда вы отдаете сопернику подставную точку, у него не должно оставаться выбора. Соперник должен взять ее в сеть, иначе положение соперника еще больше ухудшится (рис. 2). Если вы просчитаетесь с выполнением подставной точки, то соперник не клюнет на точку и вы ее потеряете без никакой пользы для себя.

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – Примеры использования подставных точек (gif анимация)

Провокация соперника на подставную точку

Часто в борьбе веток атакующей ветке сложно окружить защищающуюся. При равном счете можно вынудить защищающуюся ветку отдать точку для улучшения позиций защиты. Но атакующая ветка может захватить подставную точку, выйти вперед в счете и сама перейти к защите (рис. 3). Защищающаяся ветка будет расценивать такую ситуацию как выполнение подставной точки с целью защиты. Но атакующей ветке именно это и надо было.

Иллюстрация к статье

Рисунок 3 – Красная ветка делает подставную точку для улучшения защиты, синяя ветка берет эту точку в ловушку и переходит в оборону (gif анимация)

Подставные хвосты в борьбе веток

Часто попытки прорвать ветку соперника заканчиваются неудачей и ваш хвост попадает в сеть и оказывается не полностью окруженным (рис. 4,5). При дальнейшей атаке с помощью другой вашей ветки можно использовать угрозу соединения с хвостом в сети для улучшения позиции в атаке.

Иллюстрация к статье

Рисунок 4 – Синяя ветка берет в сеть прорвавшийся красный хвост (слева), основная красная ветка пытается обойти извне и использует угрозу соединения с захваченным в сеть красным хвостом для улучшения атакующей позиции (справа)

Иллюстрация к статье

Рисунок 5 – Пример, когда атакующая красная ветка использует подставной хвост для захвата синих точек. Синей ветке приходится захватывать точки подставного хвоста. Без подставного хвоста красная ветка не окружила бы синюю в данной ситуации (gif анимация)

<strong>2.3. Взаимное окружение.</strong>
Ситуации взаимного окружения

Часто при борьбе веток возникают ситуации взаимного окружения, когда оба игрока пытаются окружить друг друга на одном участке поля (рис. 1). Часто решающую роль играет превосходство всего на одну точку, т.е. один игрок окружит другого на один ход раньше.

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – Примеры ситуаций взаимного окружения при борьбе веток

Пример ситуации взаимного окружения

Рассмотрим пример ситуации борьбы веток, в которой будет развиваться взаимное окружение (рис. 2). Возникновение и развитие ситуации взаимного окружения зависит от действий игроков.

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – Пример ситуации, в которой будет развиваться взаимное окружение. Синяя ветка пытается окружить красную

Красная ветка защищается и синяя проникает в разрывы красной ветки. Красная ветка пытается окружить проникшие синие точки. Синей ветке остается много ходов до выполнения окружения, поэтому ей приходится защищаться и не дать себя окружить (рис. 3).

Иллюстрация к статье

Рисунок 3 – Возникновение ситуации взаимного окружения. Красная ветка пытается окружить прорвавшиеся синие точки

Красная ветка берет в сеть проникший синий хвост. Синему хвосту остается попробовать разорвать красную ветку пока синий хвост не попал в полное окружение. У синего хвоста есть 2 хода на разрыв и окружение части красной ветки. У красной ветки остается 3 хода на окружение проникшего синего хвоста. Поэтому красная ветка начинает защищаться (рис. 4).

Иллюстрация к статье

Рисунок 4 – Синий хвост пытается разорвать красную ветку, которая защищается от разрыва

Но красная ветка защищается от попытки разрыва и может окружить синий хвост на один ход раньше. Тогда основная синяя ветка возобновляет атаку на красную ветку (рис. 5).

Иллюстрация к статье

Рисунок 5 – Красная ветка защищается от разрыва, основная синяя ветка продолжает атаку

Дальше красная ветка разрывает другую синюю ветку. Основная синяя ветка продолжает атаку и пытается соединиться с третьей синей веткой (рис. 6). Борьба продолжается…

Иллюстрация к статье

Рисунок 6 – Красная ветка разрывает вторую синюю ветку. Основная синяя ветка продолжает атаку в сторону третьей синей ветки

<strong>2.4. Сокращение ходов.</strong>
О сокращении ходов

Сокращение ходов – принуждение соперника тратить его ходы на ликвидацию разрывов в его ветках, в то время как вы также ликвидируете разрывы в ваших ветках (рис. 1). Принуждать – это значит, что у соперника не остается другого выбора, иначе он ухудшит позиции своих точек (рис. 2). Цель сокращения ходов – повысить шансы на окружение соперника. Сократив ходы в отдаленных местах вашей ветки, вы можете улучшить положение на конце ветки.

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – При борьбе веток в ветках образуются разрывы (слева), атакующая красная ветка выполняет сокращение ходов и синяя вынуждена закрыть разрыв (в центре), атакующей красной ветке остается меньше ходов до окружения синей ветки (справа)

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – При борьбе веток в ветках образуются разрывы (слева), атакующая красная ветка выполняет сокращение ходов, но синяя ветка не закрывает разрыв, а укрепляет конец ветки (в центре), красная ветка проходит сквозь синюю и окружает ее, синяя ветка спасает от окружения конец ветки (справа)

Т.к. оба игрока сокращают разрывы в ветках, вы должны сокращать ходы, когда имеете больше шансов первым окружить соперника в ситуации взаимного окружения. Если вам до окружения меньше ходов, чем сопернику, вам надо заботиться о защите своих точек от окружения (рис. 3).

Иллюстрация к статье

Рисунок 3 – В ситуации взаимного окружения синяя ветка имеет меньше ходов до выполнения окружения (слева), красная ветка выполняет сокращение ходов, но это на руку синей ветке, которая быстрее завершит окружение (в центре), правильный выбор для красной ветки – попытаться разорвать синюю ветку в самом слабом месте и спастись от окружения пока не поздно (справа)

Способы сокращения ходов

Ходы можно сокращать с помощью создания угрозы прорыва ветки соперника или окружения ее части. Это можно сделать с помощью стандартных атакующих ситуаций: вилок, сетей, подставных точек (рис. 4-5).

Иллюстрация к статье

Рисунок 4 – Синяя ветка делает сокращение хода с помощью угрозы вилки, красной ветке приходится укрепляться. При этом в синей ветке число разрывов уменьшается на единицу, а в красной число разрывов остается прежним (gif анимация)

Иллюстрация к статье

Рисунок 5 – Красная ветка делает сокращение хода с помощью угрозы окружения через потенциальную сеть в синей ветке, синяя ветка укрепляется. В красной ветке число разрывов уменьшается на единицу, а в синей – остается прежним (gif анимация)

<strong>2.5. Прогноз ситуации.</strong>
Важность правильного прогноза

Прогноз ситуации на поле – одна из главных составляющих игры. Умение делать правильный прогноз на много ходов вперед сильно повысит ваши результаты в игре. Прогнозирование заключается в просчете ходов в локальных ситуациях и просчете развития ситуации на всем поле.

Определение лучшей позиции в локальной ситуации

В локальных ситуациях (ситуациях на небольшом участке поля) вы должны просчитывать развитие ситуации на несколько ходов вперед – каждый ваш ход и каждый ход соперника. Просчитать надо самые вероятные сценарии развития ситуации. После выполнения вами или соперником хода нужно корректировать ваш прогноз.

Если игра перенесется на другой участок поля, вам надо запомнить ваш прогноз на текущем участке поля, чтобы потом не пришлось заново просчитывать.

После прогноза ситуации вам надо связывать его с прогнозами в других локальных ситуациях, связанных с текущей ситуацией. Также нужно связать прогноз локальной ситуации с прогнозом ситуации на всем поле и вашими целями в игре.

Определение лучшей позиции на поле

Рассмотрим на примере положение веток на поле. Между соседними ветками одного цвета проведем пути и посчитаем их длину в клетках (рис. 1). Лучше всего атаковать ту ветку соперника, на окружение которой нужно потратить меньше точек, чем этой ветке соперника на соединение с другой соседней веткой соперника (рис. 2).

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – Ситуация борьбы веток на поле (слева) и оценка положения веток (справа)

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – Лучшие места для атаки синего и красного игрока друг на друга

Вы не успеете в игре подсчитывать, какая позиция лучше или хуже, поэтому качество позиции надо оценивать на глаз по опыту. При определении позиции также надо учитывать близость к краю поля. Правильное определение лучшей позиции не гарантирует вам успешную атаку или защиту.

Ошибки соперника

Каждый игрок делает ошибки в игре от грубых до безобидных. Грубые ошибки могут повлиять на итог игры. Чем сильнее вы играете, тем меньше ошибок вы допускаете. Безобидные ошибки часто не считаются ошибками и только сильные игроки их замечают. В каждой ситуации нужно выбирать лучший ход, а остальные будут неправильными. Однако часто есть несколько одинаково хороших ходов и любой из таких ходов можно не считать ошибкой.

Ошибками соперника стоит пользоваться, но ожидать ошибку соперника нельзя, если вы не исчерпали всех возможностей в игре. Когда вы ходите в надежде на ошибку соперника – это обычно очевидно, а вероятность ошибки соперника минимальна. Поэтому для вас самого этот ход будет ошибкой.

Часто ошибки влияют на результат игры не в пользу более слабого игрока, потому что у него меньше вероятность воспользоваться ошибкой соперника и больше вероятность самому допустить ошибку. Но и сильные игроки в основном проигрывают более слабым из-за собственных ошибок.

<strong>2.6. Позиция или счет.</strong>
Позиция или счет игры

Часто в игре возникает выбор между получением лучшей позиции и захватом точек. Игрок, который отдает точки, предполагает, что получит лучшую позицию и позже вернет себе преимущество в счете. Второму игроку предоставляется возможность захватить точки, но ухудшить позицию своих веток, или не захватывать точки и улучшить позицию. Как действовать в ситуации – зависит от прогноза и от способностей игроков (рис. 1).

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – Красная ветка отдает подставную точку синей и получает хорошую позицию для атаки на синюю ветку. Но спрогнозировать ситуацию сложно (gif анимация)

Влияние прогноза на действия в ситуациях

Если игрок защищается и его точки по прогнозу окружат, то допустимо отдавать подставные точки сопернику, чтобы защитить большую часть точек.

Если игрок атакует и по прогнозу он окружит точки соперника, то допустимо отдавать подставные точки сопернику.

Если для успешной защиты или атаки отдавать подставные точки не обязательно, то не следует этого делать. Если даже подставные точки не помогут атаковать или защититься, то также не следует их ставить.

Влияние способностей игроков на действия в ситуациях

Если ваш соперник хорошо защищается и плохо атакует, то не отдавайте ему точки, а если он предоставляет возможность захватить – пользуйтесь.

Если ваш соперник хорошо атакует (такие игроки также хорошо защищаются), то отдавайте ему точки только при ведении в счете, а если он предоставляет возможность захватить – не берите, а улучшайте защиту.

Если у вас хорошая защита и плохая атака, то берите эту точку. Если вам нужна победа, а соперник сильный, то берите. Многие игроки так и играют, заставляют потерять точку, а потом переходят к защите.

Ход вовремя

Часть ходов можно сделать раньше, чем они необходимы, часть ходов – позже. Но некоторые ходы должны делаться вовремя – не раньше и не позже, а именно в момент, когда они необходимы.

При размышлении над ходом нужно подумать, делать ли его сейчас или можно отложить ход. Если ход не приносит существенных выгод в данный момент игры, его лучше отложить.

<strong>2.7. Сложность ходов.</strong>
Сложность ходов

Обычно в локальной ситуации игрок может сделать несколько ходов с почти одинаковой эффективностью. Здесь есть два момента:

  1. В течении игры погрешности ходов игрока могут накапливаться и затем станут ощутимыми ближе к завершению игры. Это может негативно повлиять на результат игры.
  2. В простых ситуациях часто игрок может не задумываться отысканием единственного лучшего хода. Это важная рекомендация, из которой следует, что во многих простых комбинациях можно ходить быстро, руководствуясь опытом, т.к. есть несколько приблизительно одинаковых по эффективности ходов. Если вы долго размышляете в простой ситуации, значит у вас еще мало опыта и знаний.

В сложной ситуации несколько локальных комбинаций соединяются в одну более сложную, в которой сложно найти верный ход. Но часто в таких ситуациях есть один очевидный ход. С ростом опыта вы сможете быстро находить такой ход.

Для успешного обучения после своих игр смотрите повторы и проанализируйте моменты, в которых вам трудно было найти правильный ход. Такие ситуации надо заучивать и не повторять ошибки в следующих играх.

Сложность веток

Создание веток несложной структуры также позволяет улучшить ваш результат. Простые ветки понижают вероятность того, что вы запутаетесь в собственных точках, чем опытный соперник может воспользоваться. В простой ветке вы держите ситуацию под контролем – вы уверены в непроходимости ветки и лишний раз не задумываетесь над этим. Но многие игроки допускают ошибки при построении веток:

  • ветка имеет большие разрывы и может быть разорвана соперником;
  • ветка непроходимая, но игрок потратил на ее построение больше точек, чем надо было, и соответственно, не поставил точки в ином важном месте поля;
  • делают слишком сложные ветки, чтобы запутать соперника, но запутываются сами. Часто в таких ветках уязвимости активируются при определенных условиях;
  • в ветке есть лишние разрывы и игроку не хватит ходов в ситуации взаимного окружения.

Поэтому старайтесь делать ветки, понятные вам самим с максимальной простотой и защитой.

Правильное построение веток

При построении веток нужно избегать лишних разрывов и стараться увеличить длину ветки и контролируемую территорию (рис. 1). В редких ситуациях допустимо делать лишние разрывы, когда это улучшает позиции защиты (рис. 2).

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – Примеры неправильного (слева) и правильного (справа) построения веток

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – Примеры оправданного создания лишних разрывов в ветке (gif анимация)

Ветки рекомендуется строить в одном направлении (рис. 3). Если ветка разделяется на 2 и больше направлений, то она становится менее эффективной. Разделение ветки допустимо при защите ветки от окружения, особенно, если есть возможность потерять несколько точек.

Иллюстрация к статье

Рисунок 3 – Примеры неправильного (слева) и правильного (справа) построения ветки (gif анимация)

<strong>2.8. Разрыв веток.</strong>
Оттеснение абстрактной атакующей ветки

Оттеснение абстрактной атакующей ветки (растягивание) используется как элемент абстрактной защиты против атакующей ветки соперника. Цель – остановить проход ветки соперника в локальной ситуации и заставить соперника атаковать по большему радиусу, где вы продолжите защиту (рис. 1). Конечная цель – сделать окружение вашей ветки невозможным.

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – Синяя абстрактная ветка окружает красную, красная ветка пытается разорвать и оттеснить синюю (слева), синий игрок строит новую абстрактную атакующую ветку по большему радиусу, красный игрок снова пытается ее разорвать (справа)

Рассмотрим пример разрыва атакующей ветки в локальной ситуации на небольшом участке поля (рис. 2).

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – Локальная ситуация, в которой абстрактная синяя ветка пытается окружить красную. Расстояние между синими точкам 2 хода

Задача красной ветки – увеличить количество ходов между соседними синими точками. Необязательно должно быть увеличено расстояние между двумя рассматриваемыми синими точками, а это может быть расстояние от рассматриваемых до других синих точек. Так атакующая синяя цепь оттесняется к краю поля (рис. 3).

Иллюстрация к статье

Рисунок 3 – Примеры, когда красная ветка оттесняет синюю (gif анимация)

На рассматриваемом участке ситуация из абстрактной атаки превращается в борьбу веток. Пока вы можете в локальной ситуации оттеснять ветку соперника – вам надо продолжать эту ситуацию. Когда возможности для оттеснения ветки соперника исчерпаны, вам надо разрывать и оттеснять ветку соперника в других местах. Надо научится рассматривать такие ситуации с учетом не только соседних точек, а и точек на большем протяжении ветки соперника и вашей ветки. Разрывать ветку соперника надо сначала в тех местах, где это легче сделать.

Блокирование абстрактной атакующей ветки

Если абстрактная атакующая ветка соперника пытается пройти сквозь вашу ветку, то ее можно заблокировать. Если в вашей ветке есть хотя бы два направления защиты, то зашедшая из одного направления ветка соперника блокируется на втором направлении (рис. 4).

Иллюстрация к статье

Рисунок 4 – Пример ситуации (слева), атакующая синяя ветка заходит с одного направления и блокируется на втором направлении (в центре и справа)

Защищающаяся ветка может иметь большие разрывы между точками и при этом заблокировать атакующую ветку (рис. 5). Когда атакующая ветка блокирована, то в каком бы направлении она не двинулась, у нее не получится пройти (рис. 6).

Иллюстрация к статье

Рисунок 5 – Пример, когда красная ветка блокирует атакующую синюю (gif анимация)

Иллюстрация к статье

Рисунок 6 – Синяя ветка заблокирована

Разрыв атакующей ветки при борьбе веток

При борьбе веток плохо построенную ветку можно разорвать с помощью вилок. Но чем лучше строится ветка, тем сложнее ее разорвать. Некоторые атакующие ветки нельзя разорвать. Иногда хорошо построенные ветки можно разорвать, но не сразу, а после подготовки (рис. 7). Но надо просчитать ситуацию и быть уверенным в успехе.

Иллюстрация к статье

Рисунок 7 – Пример, когда красная ветка разрывает атакующую синюю через 20 ходов (gif анимация)

<strong>2.9. Запасные планы.</strong>
Запасные планы при борьбе веток

Когда планы одного из игроков не срабатывают, он вынужден прибегать к другим действиям для получения результата. Рассмотрим далее запасные планы при неудаче одного из игроков в борьбе веток.

Когда синяя ветка разрывает красную, то красной ветке необходимо построить поверх места разрыва еще более плотную ветку с меньшим числом разрывов (залатать разрыв), которую еще сложнее разорвать (рис. 1). Синяя ветка должна в месте разрыва не дать фрагментам красной ветки соединиться и продолжить ее разрыв.

Иллюстрация к статье

Рисунок 1 – Синяя ветка разрывает красную (слева), красная ветка пытается устранить разрыв (справа)

Если синяя ветка не дала красной себя обойти и заземлилась, красному игроку остается атаковать вторую синюю ветку (рис. 2). Второй синей ветке следует обороняться известными способами.

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – Синяя ветка заземляется (слева), красные атакуют другую синюю ветку (справа)

Если синяя ветка не дала себя окружить, соединилась с другой синей веткой и окружила красную ветку, то красной ветке нужно продолжать движение и окружать все точки синего игрока (рис. 3). Синий игрок должен продолжать оборону в местах, где это легче всего сделать и можно скорее заземлиться.

Иллюстрация к статье

Рисунок 3 – Синие ветки захватывают красную (слева), другая красная ветка продолжает атаку (справа)

Если красная ветка соединяется с другой красной веткой и захватывает синюю ветку, то синему игроку остается атаковать окружение красных со всех сторон поля (рис. 4). Красному игроку нужно заземляться в местах, где это легче сделать.

Иллюстрация к статье

Рисунок 4 – Красные ветки захватывают синюю (слева), синие атакуют со всех сторон поля (справа)

<strong>2.10. Край поля.</strong>
Специфика края поля

У края поля некоторые приемы игры не работают, другие изменяются, третьи являются уникальными. Эти приемы касаются защиты и атаки.

При защите веток игроки обычно ведут их к краю поля, где ветку сложнее окружить. Край используют для остановки ветки соперника путем установки блока, сети или второй линии обороны (рис. 1).

Иллюстрация к статье

  • a – синяя ветка блокирует красную;
  • b – синяя ветка берет в ловушку красную;
  • c – строится вторая синяя ветка для обороны.

Рисунок 1 – Варианты остановки продвижения красной ветки у края поля

Если вы атакуете ветку соперника, которая стремится к краю поля, вам надо поскорее обойти эту ветку, чтобы ей не удалось успешно использовать край поля для обороны.

Борьба веток до угла поля

Рассмотрим ситуацию, когда красная ветка пытается обойти синюю на краю поля. Если обе ветки будут делать ходы без разрывов, то они дойдут до угла поля и остановятся, красная ветка не сможет обойти синюю (рис. 2). Если красная ветка сделает прыжок для обхода синей, то синяя ветка заземлится и не даст себя пройти (рис. 3).

Иллюстрация к статье

Рисунок 2 – Борьба веток до угла поля (gif анимация)

Иллюстрация к статье

Рисунок 3 – Синяя ветка заземляется после прыжка красной (gif анимация)

Защита у края поля

Если красная ветка хочет пройти синюю ветку возле края поля и на пути борьбы веток есть красная точка, то она будет использована красной веткой. Тогда обход ветки будет успешным (рис. 4). Чтобы этого не произошло, синие точки делают комбинацию, характерную только для края поля (рис. 5).

Иллюстрация к статье

Рисунок 4 – Красная ветка обходит синюю с помощью дополнительной красной точки (gif анимация)

Иллюстрация к статье

Рисунок 5 – Синяя ветка может остановить красную тремя вариантами (gif анимация)

Если красная точка еще ближе к красной ветки, то комбинация синих не сработает (рис. 6). Тогда есть вариант для синих попробовать взять в сеть красные точки (рис. 7). Если у синих неудачное положение точек и взять красные точки в сеть не выйдет (это надо спрогнозировать до применения сети), вместо этого можно построить вторую линию обороны (рис. 8).

Иллюстрация к статье

Рисунок 6 – Синяя ветка не сможет остановить красную (gif анимация)

Иллюстрация к статье

Рисунок 7 – Синяя ветка делает сеть красным точкам (gif анимация)

Иллюстрация к статье

Рисунок 8 – Синий игрок строит вторую линию обороны (gif анимация)

Существуют и другие комбинации защиты у края поля, когда синяя ветка может остановить проход красной (рис. 9,10). Часто в таких комбинациях используются подставные точки – защищающийся игрок отдает одну или несколько своих точек, чтобы не дать пройти сопернику.

Иллюстрация к статье

Рисунок 9 – Синяя ветка останавливает проход красной (gif анимация)

Иллюстрация к статье

Рисунок 10 – Синяя ветка останавливает проход красной (gif анимация)

Атака у края поля

Атакующая ветка в некоторых ситуациях получает преимущество в атаке на краю поля. Это связано с тем, что защищающейся ветке не хватит пространства, чтобы разорвать атакующую ветку (рис. 11). Поэтому атакующая ветка может атаковать с большим на одну клетку разрывом между точками (рис. 12).

Иллюстрация к статье

Рисунок 11 – Атакующую синюю ветку нельзя разорвать у края поля, но если бы край поля был дальше (минимум на одну клетку), синюю ветку можно было бы разорвать или оттеснить вилкой

Иллюстрация к статье

Рисунок 12 – Разница в атаке синей ветки на красную между краем поля и местом вдали от края поля (минимум на одну клетку дальше) (gif анимация)

Введение | Начальный уровень | Высокий уровень